Лабораторная работа № 2. Шар. ----------------------------- Постановка задачи: Шар массой 1 килограмм брошен горизонтально с высоты 1 метр с начальной скоростью 1 м/с (рисунок 23). Определить траекторию движения шара. Считать удар шара с землей абсолютно упругим. Исходные данные: - Масса шара 1 кг - Высота 1 м - Начальная скорость 1 м/с - Жесткость удара 10000 Н/м .. figure:: ./media/tutorial_1D_problem_33.png :scale: 70% Рисунок 23. Шар Решение задачи: Открываем проект lab1 DINAMA\\examples\\labs\\lab1 и загружаем пример ball1D.sch (рисунок 33). Примечание: в данном примере изначально не задана сила тяжести. .. figure:: ./media/tutorial_1D_problem_34.png :scale: 60% Рисунок 24. Схема ball1D.sch На схеме M1D1 – шар массой 1 кг, VN1 – начальная скорость 1 м/с, SN1 – начальная высота 1 м, UPRL – одномерное упругое контактное взаимодействие между двумя телами (между шаром и землей), X1 – индикатор высоты шара, V1 – индикатор скорости. Запускаем моделирование (рисунок 25): .. figure:: ./media/tutorial_1D_problem_35.png :scale: 70% Рисунок 25. График скорости шара На графике видно, что скорость не доходит до единицы, так как автоматически задана точность интегрирования первого порядка. Для получения более точных результатов изменим метод интегрирования в свойствах компонента Dynamic1 (рисунок 26). Поставим вместо Stoermer метод Newmark (точность интегрирования второго порядка), и сохраним файл под названием ball1D_1.sch. .. figure:: ./media/tutorial_1D_problem_36.png :scale: 70% Рисунок 26. Изменение метода интегрирования Запустим моделирование (рисунок 27): .. figure:: ./media/tutorial_1D_problem_37.png :scale: 70% Рисунок 27. График скорости и перемещения шара На графике видно, что шар ударяется о землю и летит вверх, при этом скорость в момент удара становится равна единице. Далее добавим силу тяжести FG1 и уберем начальную скорость VN1 (рисунок 28), сохранив файл под названием ball1D_2.sch: .. figure:: ./media/tutorial_1D_problem_38.png :scale: 70% Рисунок 28. Добавление силы тяжести и деактивация начальной скорости Запускаем моделирование (рисунок 29): .. figure:: ./media/tutorial_1D_problem_39.png :scale: 70% Рисунок 29. Перемещение шара с новыми параметрами Так как учтена сила тяжести, но не учитывается потеря энергии при ударе, видно, что шар поднимается на начальную высоту. Нужно учесть потери энергии при ударе шара о землю (рисунок 30). Добавим управляемую вязкость MUV1 таким образом: если центр тяжести шара ниже 0, то должно быть определенное значение вязкости, если больше 0, то вязкости не должно быть. Используем индикатор высоты Height.Также добавим мультиплексор Mux1, для определения высоты: если значение меньше 0, то значение вязкости приравниваем к Const1, если больше 0, то Const2. Для определения вязкости при высоте 0 добавим на схему сигнал VN2. Также добавим индикатор вязкости Damper. Сохраним файл под названием ball1D_3.sch: .. figure:: ./media/tutorial_1D_problem_40.png :scale: 70% Рисунок 30. Учет потери энергии при ударе шара о землю Параметры компонента DISP2 (рисунок 31): .. figure:: ./media/tutorial_1D_problem_41.png Рисунок 31. Параметры компонента DISP2 А также поменяем обратно метод интегрирования в свойствах компонента Dynamic1 (рисунок 32). Поставим Stoermer: .. figure:: ./media/tutorial_1D_problem_42.png :scale: 70% Рисунок 32. Изменение метода интегрирования Запустим моделирование (рисунок 33): .. figure:: ./media/tutorial_1D_problem_43.png :scale: 70% Рисунок 33. Перемещение шара с новыми параметрами На графике перемещения видно, что шар после каждого удара о землю поднимается каждый раз ниже и ниже из-за потери энергии в вязкости.